Краудсорсинг — это способ использования коллективного разума для решения проблемы. Краудсорсинг часто более выгоден, а иногда и более эффективен, чем привлечение экспертов на платной основе. Привлеченные участники делают работу бесплатно или за очень небольшое вознаграждение.
Большое разнообразие решений и идей, отсутствие субъективного фактора и малое потребление бюджета — все это делает метод краудсорсинга привлекательным не только для бизнес-проектов, но и для проектов в социальной и государственной сфере.
Принцип работы краудсорсинга
Краудсорсинг — это способ привлечения людей к решению разных задач, которые не всегда выгодно или возможно делать самостоятельно. Этим методом пользуются не только малый и средний бизнес, но и крупные компании. Например, Microsoft регулярно опрашивает своих клиентов о качестве своего софта, а Google создал приложение Crowdsourcing, где пользователи могут помогать улучшать продукты и услуги компании.
Существует несколько видов краудсорсинга:
- Коллективное сотрудничество. Это подходит для задач, которые требуют множества идей от разных людей. Не подходит для задач, которые зависят от индивидуальных навыков или конкретных результатов.
- Соревнование толпы. Это подходит для задач, которые требуют эффективных решений, прототипов, общности и геймификации. Не подходит для задач, которые имеют заранее определенный результат.
- Труд толпы (мезозадачи). Это подходит для задач, которые требуют специальных навыков или времени, например, ввод данных. Подходит тем, кто не хочет нанимать постоянных работников или подрядчиков. Не подходит для задач, которые не имеют четкой формулировки или нестандартны.
- Труд толпы (микрозадачи). Это подходит для задач, которые требуют общих навыков и повторяются каждый день, например, уборка или раскладка товаров. Подходит тем, кто хочет привлечь много людей за короткое время. Минусы те же, что и у предыдущего типа.
- Труд толпы (макрозадачи). Это подходит для задач, которые требуют высокой квалификации и стратегического мышления, например, исследования или консультации. Подходит тем, кто хочет получить экспертное мнение без привлечения постоянных работников. Не подходит для рутинных задач.
- Контент, созданный пользователем (User-generated content, UGC). Это подходит для создания и распространения контента от пользователей. Проблема в том, что этот контент может быть некачественным и требовать модерации.
- Краудфандинг. Это подходит для сбора денег, повышения прозрачности процессов. Не подходит для финансирования текущих операций и когда есть высокие ожидания на краткий срок.
Как достичь успеха в сфере краудсорсинга?
Для того, чтобы краудсорсинговый проект принес результаты, нужно:
- Ясно сформулировать задачи и их размер. Участники должны понимать, что ожидается от предложенной идеи или решения.
- Предоставить полную справочную информацию. Например, доступ к техническим данным.
- Указать формат участия и самой идеи, а также вознаграждение (если нужно).
- Задать конкретные сроки этапов проекта.
- Подготовить своих сотрудников к такому формату работы, создать мотивацию.
Перед тем, как запустить кампанию, нужно определить, будет ли она ориентирована на большую группу людей (например, через социальные сети) или на определенную группу с нужными навыками и опытом (например, через платформу дизайнеров 99designs).
Топ примеров успешных краудсорсинговых проектов
Эксперты сообщают, что объем мирового рынка краудсорсинга достигнет почти $155 млрд к 2027 году при среднегодовом темпе роста в 36,5%.
Вот несколько примеров успешного использования модели краудсорсинга в мире:
- «Википедия». Онлайн-энциклопедия с UGC-контентом (т.е. созданным самими пользователями) стала успешным примером не только краудсорсинга, но и краудфандинга, так как ей и целым рядом подобных проектов управляет некоммерческая организация «Викимедиа». Энциклопедии в январе 2021 года исполнилось 20 лет, она насчитывает более 56 млн статей на 319 языках.
- DHL. Центры инноваций курьерской компании приглашают клиентов поделиться идеями по улучшению систем и технологий, таких как технология доставки с помощью дронов и инструменты удаленной навигации.
- General Electric. Онлайн-платформа Quirky позволяет пользователям предложить идею для нового продукта GE. Раз в неделю сотрудники выбирают лучшее предложение. Если идея становится продуктом, то ее автор получает денежное вознаграждение. Так было выпущено уже более 400 новых продуктов, например, держатель яиц в холодильнике с детектором их свежести.
- Unilever. Запущенная в 2010 году платформа Unilever Open Innovation создает техзадания для общественности, которая пытается решить проблемы интеллектуальной упаковки и систем охлаждения.