Технология гейминга имеет большой потенциал для улучшения образовательного процесса. Однако необходимо использовать их осознанно и ответственно, чтобы избежать рисков и максимально реализовать их преимущества.
Проанализируем ключевые преимущества и недостатки использования видеоигр в обучении.
Очевидные преимущества внедрения игровых технологий в образовательную сферу
Игровые технологии могут значительно улучшить образовательный процесс. Они позволяют с помощью последних достижений компьютерной науки создавать интерактивные и захватывающие учебные материалы, которые могут повысить мотивацию и вовлеченность учеников. Кроме того, игры могут помочь развить навыки решения проблем, критического мышления и командной работы.
Одним из главных преимуществ игровых технологий в образовании является то, что они позволяют ученикам учиться в своем собственном темпе. Видеоигры могут адаптироваться к индивидуальным потребностям и способностям каждого ученика, предлагая им уровни сложности и задачи, которые соответствуют их текущему уровню знаний.
Удачные кейсы геймификации образовательного процесса
Использование видеоигр в образовательных целях не является новой концепцией. Хотя в последнее время игрофикация образования становится все более популярной, эта идея существует уже давно. В США такая практика применяется с 1980-х годов. Ранние образовательные видеоигры помогали детям изучать математику и историю, предлагая им решать различные задачи в игровой форме. Конечно, по сравнению с современными играми, они были менее красочными.
Один из первых представителей жанра, игра «The Oregon Trail», позволяла ученикам почувствовать себя американскими первопроходцами на Орегонской тропе.
Игра не только знакомила детей с историческими фактами, но и помогала им развивать навыки решения проблем. Например, игрокам нужно было выбрать скорость движения буйвола. Максимальная скорость казалась привлекательной, так как позволяла быстрее добраться до конечного пункта назначения — города Орегон. Однако высокая скорость увеличивала риск поломки повозки. Игрокам также нужно было грамотно распределять ограниченный запас еды между членами отряда, чтобы избежать голода и заболеваний. Во время путешествия отряд останавливался в местах, где можно было пополнить запасы и узнать новые исторические факты.
Одним из наиболее популярных видеоигр для обучения в настоящее время является Minecraft Education Edition. Ее главное достоинство — возможность создания виртуальных классов, которые позволяют ученикам «прожить» события или принять участие в интерактивном уроке. Игра дает свободу действий как ученикам, так и учителям, позволяя им воссоздать практически любую активность в игровой среде.
На сайте проекта также представлены множество готовых уроков и планов к ним. Один из таких уроков, разработанный совместно с Кембриджским университетом, предназначен для учеников, которые только начинают изучать английский язык. Он предлагает им использовать свои знания для преодоления различных препятствий в ходе путешествия.
Но это далеко не единственный вариант: доступны уроки по различным предметам, от математики до виртуальных экскурсий по городам мира. Учителя отмечают безопасность этого инструмента, повышение уровня вовлеченности учеников, что способствует лучшим результатам, а также широкую известность игры среди детей, что позволяет быстро привлечь их внимание.
Возможные риски геймификации образования
Однако, как и любая другая технология, игры имеют свои риски. Один из них — это возможность злоупотребления и зависимости. Некоторые ученики могут проводить слишком много времени за играми, забывая о других важных аспектах своей жизни, таких как учеба, общение с друзьями и семьей, занятия спортом и т. д.
Некоторые игры могут содержать нежелательный контент или поощрять агрессивное поведение. Поэтому важно тщательно отбирать игры для использования в образовательных целях и следить за тем, чтобы они соответствовали возрастным ограничениям и общепринятым нормам.
Помимо всего прочего, стоит учитывать тот факт, что без образовательных программ, учебных планов, пособий и оборудования трудно создать условия для эффективного обучения через игры. Кроме того, видеоигры не гарантируют эффективность обучения, так как их цель — не создание условий для усвоения знаний. И хотя проверку усвоения материала в игре можно легко организовать, как правильно систематизировать и обобщать знания?
В настоящее время видеоигры используются как альтернатива интерактивным доскам. Только сочетание образовательной программы и видеоигры может дать желаемый результат, поэтому необходимы дополнительные исследования в этой области. Сейчас стоит задача создания методик по разработке видеоигр, их интеграции в учебный план, приведения к единым стандартам и адаптации к нуждам образования.
Видеоигры могут показаться утопическим инструментом, способным исправить любые недостатки системы образования, но сами по себе они не могут обучить людей, повысить эффективность и качество образования или вызвать у учеников желание изучать новый материал. Это всего лишь инструмент, который может лучше привлечь учеников к обучению благодаря новизне, интерактивности и необычности такого подхода.
Есть ли будущее у игровых технологий в образовательной отрасли?
Несмотря на риски, перспективы использования игровых технологий в образовании выглядят очень обещающими. С развитием технологий виртуальной и дополненной реальности появляется возможность создавать еще более реалистичные и захватывающие учебные материалы. Кроме того, с помощью игр можно симулировать сложные ситуации и процессы, которые трудно понять без практического опыта.
В заключение можно сказать, что видеоигры являются отличным инструментом для улучшения качества образования благодаря их способности предоставлять реалистичные симуляции реального мира. Они могут развивать различные навыки и легко привлекать детей к обучению. Кроме того, видеоигры могут использоваться не только в школах, но и в компаниях. Некоторые крупные корпорации уже несколько лет используют видеоигры в виртуальной реальности для обучения своих сотрудников, позволяя им быстро овладеть необходимыми навыками в игровой форме. Однако на пути к широкому использованию такого подхода стоят многие препятствия: консерватизм, предубеждения, уровень технического оснащения, правовые аспекты.
Несмотря на то, что в исследованиях уделяется много времени изучению влияния видеоигр на человека, навыки, которые можно развить с их помощью, не были полностью рассмотрены, оставляя простор для дальнейших исследований.