Telegram
Коротко в тг


Telegram
Поддержка

Valve: история создания и успеха Steam

steam

Представьте себе программу, которая позволяла бы хранить ссылки на все ваши приобретенные игры и автоматически загружать и устанавливать для них обновления всего за несколько минут!

Вы можете подумать, что это обычное дело — ведь сегодня у каждого крупного разработчика игр есть свой лаунчер. Но еще 20 лет назад это была лишь необычная идея. Ее смогли реализовать парни из Valve.

Что было до Steam?

Предшественником Стима был сервис World Opponent Network (WON). Через него распространялись такие игры, как Homeworld, Half-Life, Outpost 2, Star Trek: Armada и другие. Конечно, он был известен не всем. Для этого нужно было не только законно купить игру, но и иметь подключение к интернету. Однако до 2000 года это было довольно дорого даже для американцев, а уж тем более для жителей СНГ.

Сервис WON в дальнейшем стал платформой и для других проектов от Valve — многопользовательских шутеров Counter-Strike и Team Fortress Classic. Но популярность игр росла очень быстро. WON хоть и работал надежно, но имел несколько недостатков.

«Поддержкой» одиночных проектов к тому времени особо никто не занимался. В релизные версии всегда могли попасть баги, но из-за них никто не собирался возвращать тысячи дисков. К тому же в большинстве случаев ошибки были не фатальными и не мешали прохождению игры. С появлением сервиса типа WON эта проблема частично была решена, поскольку стало возможно использовать патчи.

Однако с мультиплеерными проектами все было намного сложнее. Различные баги здесь имели куда более серьезные последствия, поскольку нарушали баланс, давали игрокам «читить» и, в общем, нарушать все правила сетевой игры. Патчи нужно было выпускать часто и главное — быстро. Но с WON процесс добавления нового патча требовал отключения серверов почти на несколько дней!

Прозорливый Гейб Ньюэлл в 2001 году не только приобрел права на издание своих игр, но и сам World Opponent Network. Сервис WON хоть и был готовым решением, но в Valve начали активно искать альтернативу. Именно поэтому в 2002 году началась разработка собственного лаунчера – Steam.

Название, как многие знают, появилось из-за названия компании. Valve переводится как «вентиль», «клапан». А пар (steam) — это именно то, что часто выходит из таких кранов и вентилей.

Первый блин стал почти что комом

Первая бета-версия появилась уже в 2003 году и результат — по меньшей мере, для разработчиков — был более чем впечатляющим.

Например, CS 1.0 игроки узнали в ноябре 2000 года. Пока игра работала на основе WON, обновления выходили в среднем два раза в год — процесс был невероятно сложным. Однако с переходом игры в Steam частота обновлений увеличилась в несколько раз — чуть больше 15 патчей только за 2003 год.

Трудно поверить, но Steam изначально ждала такая же участь, как сейчас Epic Games Store – главного конкурента Стим сегодня. Игроки не хотели оставлять столь привычный и главное надежно работающий WON. В Steam же были многочисленные баги, а сервера с постоянной регулярностью выходили из строя. Патчи хоть и исправляли ошибки, но требовали трафика, который тогда был ограниченным и совсем не дешевым. Иногда для обновления игры нужно было потратить почти месячную норму интернет-трафика!

Интерфейс первой бета-версии был максимально прост — на главном экране находились только ярлыки игр, а число настроек сводилось к минимуму.

Игра Half-Life как локомотив успеха Valve

Переломный момент произошел в 2004 году. В Valve решили сыграть с козырей — вышел релиз Half-Life 2, а одновременно раз и навсегда были выключены сервера World Opponent Network. Теперь, даже если вы приобрели игру в коробке, активировать ее обязательно нужно было в фирменном сервисе.

Так Steam фактически стал единственным выбором для миллионов игроков, которые играли в Counter-Strike, Team Fortress Classic и хотели ближе узнать приключения Гордона Фримена. Перемены были настолько тяжелыми, что геймеры даже писали петиции, чтобы вернуть WON.

Что заметно, Half-Life 2 сохранялась в ТОП-1 по продажам до сентября 2005 года — целых девять месяцев. Это не удивительно, поскольку на тот момент Steam был фактически лаунчером одной компании без каких-либо конкурентов.

Тем не менее, маленький магазин от Valve начал приобретать популярность. Обновления для CS стали частыми и не требовали длительного выключения серверов, а Half-Life 2 был одной из главных игр десятилетия, поэтому каждый геймер хотел познакомиться с этим шедевром. Установка Steam  как дополнительной программы уже не казалась какой-то странностью.

Превращение в полноценный онлайн-магазин игр

Первой сторонней игрой в магазине Steam стала небольшая инди от Mark Healey. Проект под названием Rag Doll Kung Fu был простым файтингом. Страница все еще доступна — дата релиза стоит 12 октября 2005 года.  С 14 декабря 2005-го начала продаваться через магазин другая игра — Darwinia.

Следующая большая модификация, Steam 3.0, появилась в 2006 году. Переработки коснулись всего внешнего вида — Steam получил уже знакомые серые тона, не упоминая о других нововведениях. Однако самое важное — магазин начал наполняться проектами от сторонних разработчиков, около сотни к 2006 году. Все больше создателей игр видели в сервисе от Valve возможность быстро и удобно продать свою игру, причем не только в одной стране.

В 2007-м реализовали интеграцию рейтингов Metacritic и фильтры. В самом клиенте Steam дебютировала платформа Steam Community, появилось отслеживание статистики, группы и голосовой чат. Этот год стал знаменательным и еще по нескольким причинам.

Во-первых, вышел знаменитый сборник Orange Box, в котором игроки не только продолжили историю Half-Life, но и еще два потрясающих проекта — Portal и TF2. Во-вторых, в Steam впервые начала продаваться сторонняя игра AAA-уровня. BioShock вышел 21 августа 2007-го и продержался в топе продаж целых четыре недели. В-третьих, именно в 2007-м началась первая распродажа со скидками до 50%. Годом позже на следующей распродаже скидки достигли уже до 75%.

К 2008 году число пользователей составило 20 миллионов, а в магазине накопилось чуть больше 1000 игр. В 2009 году в Steam появилась такая важная вещь, как DLC, которые можно было покупать отдельно. Да, до этого времени разработчики не могли (может, и к лучшему) выпускать дополнительный платный загружаемый контент.  Одной из первых игр с поддержкой функции DLC стала Far Cry 2.

С 2010-го по 2011-й Valve не только радикально обновили дизайн, но и ввели усиленные меры защиты аккаунта. Например, появился Steam Guard. К тому же именно с 2011 года разработчики начали делать тематические арты и другие мелкие нововведения в честь распродаж, которых стало три в году.

Новая эпоха развития Steam

В 2010 году Valve вводит в Steam «Библиотеку» — список игр, принадлежащих пользователю, который подвергнется серьезному обновлению лишь в 2019 году. В этом же году начнут появляться первые игры под Mac.

В связи с учащением случаев кражи аккаунтов и прочего обмана был запущен в 2011 году Steam Guard, представляя двухфакторную защиту, сначала по почте, потом через мобильное приложение. В этом же году мододелы получили Workshop, позволивший размещать модификации прямо в Steam, а игрокам с легкостью устанавливать их.

Steam запускает торговую площадку в 2012 году, которая станет источником дохода для геймеров, обменивающихся скинами и карточками из игр. Также появляется функция Big Picture, которая дает возможность играть на PC с телевизора и геймпада, не поднимаясь с дивана.

В 2013 году Steam вводит пользовательские обзоры, благодаря которым игроки могут делиться своим мнением об играх и оценивать отзывы других. В 2014 году появляется система кураторов, которая помогает игрокам найти интересные игры с хорошими оценками от сообщества. В этом же году меняется дизайн мобильного клиента Steam на сине-серый.

В 2015 году Steam предлагает возможность стримить, что позволяет играть на ноутбуках и планшетах в PC-игры, используя ресурсы основного компьютера, а также смотреть трансляции других игроков. В 2016 году появляется раздел с VR играми.

В 2019 году Steam обновляет интерфейс библиотеки. Теперь есть раздел с событиями и новостями игр, а также больше информации об играх.

Соперничество с Epic Games Store и Steam Deck

Valve отложила идею создать убежище для игр на Linux (на тот случай, если Microsoft станет слишком алчной), но продолжала развивать SteamOS, не раскрывая, что она задумала для нее Steam Deck, портативный игровой ПК, который вернул Valve в бизнес железа.

За последние годы Steam также обзавелся несколькими приятными обновлениями функций, но самые важные новости произошли вне Steam: Появление магазина Epic Games Store в конце 2018 года и политика Epic по предоплате разработчикам, которые соглашались на годовые эксклюзивные соглашения, запрещающие их играм выходить в Steam.

Epic Games Store стал прямым конкурентом Valve и другим дистрибьюторам игр: Глава Epic Тим Суини заявил, что стандартная доля 70/30 устарела и произвольна, и что Epic предлагает более честную сделку, забирая только 12% дохода от продаж игр, оставляя 88% разработчику или издателю.

В 2020 году Гейб Ньюэлл сказал), что конкуренция полезна «всем», и Steam немного изменил свои условия, уменьшив долю для издателей, зарабатывающих более 10 миллионов долларов. Это был едва заметный ответ на вызов Суини. Сейчас мы привыкли к тому, что некоторые игры выходят в Steam через год после их появления в Epic Games Store, но это не сильно повлияло на доходы компании Габена. В последние годы Microsoft и EA стали выпускать игры в Steam, что, наверное, помогло компенсировать потерю некоторых релизов Ubisoft.

Сегодня в Интернете все меняется быстро, и, хотя магазин Epic Games Store уже достаточно укрепился, его угроза Steam уже кажется старой новостью. Может быть Гейб заинтересовался сервисом подписки на PC Game Pass от Microsoft? Пока Valve не планирует запускать свой сервис подписки, но это может измениться.

В 2022 году Steam Deck — портативный PC от компании — выходит на рынок и становится очень популярным. Разработчики улучшают свои игры для него, что дает возможность играть в AAA-игры «на лету».

Онлайн-сервис Steam сегодня

В последующие годы появились такие обычные вещи, как карты Steam, мобильное приложение, отзывы пользователей, а также ивенты во время распродаж. В 2015 году был пройден важный порог — 10 миллионов пользователей были одновременно в онлайн. Этот показатель увеличивался на пять миллионов в среднем каждые 2—3 года.

Сейчас онлайн-магазины компьютерных игр не кажутся чем-то невозможным или сложным, но Steam заслуженно занимает лидирующую позицию. В Valve сумели превзойти себя и не просто создали сложную для своих лет систему. Они смогли привлечь игроков, устранить критические ошибки и уже больше 20 лет не просто поддерживают, но и активно развивают свою платформу.

Что такое Steam сегодня? Это 30 миллионов пользователей онлайн, более 50 тысяч игр, многомиллионное комьюнити со всех континентов. Да, это не опечатка — пользователи Steam есть даже в Антарктиде!

Видео

Для любителей киберпанк
Для любителей мафии
Для любителей кингдом кам