Telegram
Коротко в тг


Telegram
Поддержка

Tesla от стартапа до лидера рынка. Как компания Маска меняет автомобильную отрасль

Tesla от стартапа до лидера рынка

Двигатель внутреннего сгорания не всегда был главенствующим на рынке автомобилестроения. В начале XX века треть всех автомобилей работала на электричестве. Однако производство электромобилей было дорогим и сложным, а использование неудобным. К тому же, электрификация развивалась медленнее, чем добыча нефти. Поэтому со временем электромобили стали редкостью, а их массовое производство казалось возможным только в далеком будущем.

Но мысли об альтернативе бензиновому двигателю из-за исчерпаемости природных ресурсов никогда не покидали ученых. Нашлись люди, которые доказали, что будущее ближе, чем кажется, и его можно ускорить, если иметь смелость. Давайте узнаем, как Tesla прошла путь от амбициозного стартапа, в который почти никто не верил, до гиганта с капитализацией, превышающей капитализацию всего рынка автомобилестроения.

Чем занималась компания Tesla до прихода Маска?

23 апреля 2003 года можно считать днем рождения будущего мирового лидера по производству электромобилей. В этот день инженеры из Кремниевой Долины Мартин Эберхард и Марк Тарпенник зарегистрировали компанию и доменное имя Teslamotors.com в Сан-Карлосе, штат Калифорния. Новую фирму назвали в честь гениального ученого Николы Теслы, который занимался исследованиями в области электрической энергии и изобрел асинхронный двигатель переменного тока, который инженеры планировали использовать в новых автомобилях.

Основатели компании не шли на слепой риск. Их вдохновил пример General Motors, которая в конце 90-х провела успешный эксперимент с электромобилями EV1, и надежда на молодого миллиардера Илона Маска, который смог бросить вызов государственной космической программе. Сразу же после присоединения Маска к команде началась работа над прототипом Tesla Roadster — спортивным автомобилем, который должен был быть не хуже «бензиновых» конкурентов.

В июне 2006 года на выставке был представлен результат двухлетней работы инженеров и дизайнеров — спортивный Tesla Roadster. В характеристиках указывалось, что он может проехать 394 км на одной зарядке, разгоняется до 97 км/ч за 4 секунды и заряжается от домашней розетки. Через несколько недель на выставке экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance родстер вызвал еще больший фурор: некоторые покупатели выписывали чеки прямо на выставочном стенде, желая стать первыми владельцами необычной машины.

2 августа 2006 года Маск на странице компании опубликовал пост «Тайный генеральный план Tesla Motors», в котором заявил, что миссия фирмы — не только создавать электромобили, но и продвигать использование альтернативных источников энергии в повседневной жизни.

Model S и открытие собственного производства

Финансовый кризис 2008 года нарушил планы компании. Пришлось уволить 25% сотрудников, перенести дату запуска седана Model S с 2010 на 2011 год, а финансовое положение ухудшалось. Но, несмотря на проблемы, Tesla Motors устроила презентацию прототипа новой модели в штаб-квартире SpaceX.

Новый электромобиль не отличался оригинальным дизайном и выглядел достаточно обычно, но был очень удобен. Технические характеристики тоже впечатляли: одна зарядка на 483 км и разгон от 0 до 100 км/ч за 5 секунд. Цена от $95 тыс. до $105 тыс. За два месяца Tesla получила более 1000 предзаказов.

Финансовое положение компании спасли продажа 10% акций Tesla немецкому автоконцерну Daimler за $50 млн и кредит в $465 млн, предоставленный Министерством энергетики США (который компания закрыла в 2013 году). IPO автоконцерна в 2010 году привлекло еще $226,1 млн (акции торговались по $17 за штуку). Эти деньги позволили автопроизводителю открыть свой первый завод во Фримонте, штат Калифорния, что позволило практически не зависеть от подрядчиков, а сотрудничество с Daimler — удешевить производство батарей.

На своем заводе Tesla представила бета-версию седана Model S для 3000 человек, которые забронировали машину заранее, и в 2012 году начала серийное производство этого люксового седана. В том же году несколько ведущих автомобильных журналов присудили этой модели премии «Лучший экологический автомобиль» и «Изобретение года».

Model X и грандиозная Gigafactory

В феврале 2012 года Tesla представила прототип электровнедорожника Model X. Модель произвела отличное впечатление, особенно понравились двери Falconwing, которые открывались вверх, как крылья огромной птицы. Дизайнер этой модели — Франц фон Хольцхаузен, автор облика Model S и главный дизайнер Tesla Motors. Массовые продажи планировали начать в 2014 году, но задержали из-за сложностей с производством знаменитых «крыльев» до конца 2015 года. Эта модель производится и продается по сей день.

Маск также объявил о завершении строительства Gigafactory — огромного завода по изготовлению аккумуляторов — в 2016 году. По оценкам экономистов, собственное производство поможет удешевить стоимость электрокаров на 30% и за счет этого появится возможность выпустить доступную Tesla Model 3.

Tesla Model 3, автомобиль в космосе и знаменитости-фанаты Тесла

Долгожданная Model 3, стоимость которой была значительно ниже, чем у старших моделей, была представлена 31 марта 2016 года. Она полностью собиралась на заводе Tesla во Фримонте и была оснащена батареями собственного производства. Предзаказ был объявлен в тот же день и еще до презентации было получено 115 тыс. заявок. Через две недели предзаказов было почти 400 тыс., и компании пришлось срочно пересматривать производственные планы и даже продать еще часть акций, чтобы расширить производство.

В феврале 2018 года Маск решил объединить два своих любимых детища — SpaceX и Tesla. Тяжелая ракета Falcon доставила на орбиту и выпустила свой груз — Tesla Roadster Илона Маска, за рулем которого сидит манекен по имени Starman в костюме астронавта SpaceX. Родстер летит к Марсу со скоростью 9656 км/ч и сейчас находится на расстоянии 89 млн км от «Красной планеты». Эффектный рекламный ход!

Электромобили Tesla обожают знаменитости, что также является отличной рекламой. Арнольд Шварценеггер, Ким Кардашьян, Брэд Питт, Джордж Клуни, Стивен Спилберг, гонщик Формулы-1 Хуан Пабло Монтойя и многие другие с удовольствием водят электромобили. В России на данный момент около 6 тыс. таких машин, в том числе среди владельцев — Роман Абрамович и Герман Греф.

Будущее Маска и бренда «Tesla»

Миллиардер сегодня полон грандиозных планов, связанных не только с космосом, но и с родной планетой. Илон Маск уже много лет ставит перед собой задачи, невероятные по дерзости замысла и невозможные в реализации. И всегда успешно справляется с этими вызовами. Если цена на электромобили действительно будет так снижаться, а количество заправок расти, возможно, расчет Маска выпускать к 2030 году по 20 млн автомобилей в год не так фантастичен, как кажется.

Видео

Для любителей киберпанк
Для любителей мафии
Для любителей кингдом кам