Telegram
Коротко в тг


Telegram
Поддержка

Ред Булл: энергия скорости. Как австрийский производитель напитков стал силой в Формуле-1

Ред Булл

Кто бы мог подумать еще каких-то 15 лет назад, что липкая вода с кофеином станет настоящей легендой, «дающей крылья» самым талантливым гонщикам современности? Все правильно, речь сегодня пойдёт о феномене успеха бренда «Red Bull».

19 апреля 2009 года Себастьян Феттель принес Red Bull свою первую победу в Формуле 1. Однако, организаторы вместо положенного австрийского гимна поставили британский. «Ну что ж, теперь придется победить еще раз», — иронично заявил в тот день глава «Красного быка» Дитрих Матешиц. Это могло показаться бравадой дерзких новичков, но в дальнейшем Red Bull одержала более 60 побед и четыре года подряд первенствовала в обоих зачетах чемпионата.

Многие считают, что Red Bull по сути является самым успешным стартапом в Формуле 1 за последние 30 лет. Попробуем разобраться, что же привело австрийский бренд к вершинам успеха.

Как все начиналось

Изначально в проекте Red Bull были только владелец концерна Дитрих Матешиц и его советник по автоспорту Хельмут Марко. Последний позже привлек Кристиана Хорнера — они сражались друг с другом в Формуле 3000, управляя командами RSM Marko и Arden соответственно.

Позднее удалось договориться с Эдрианом Ньюи. Британца в Red Bull переманивали долго и терпеливо, потому что изначально были заинтересованы в его услугах. Ньюи тогда работал в McLaren, но отношения с Роном Деннисом становились все более напряженными. В итоге Эдриан решил присоединиться к новому проекту — здесь он стал одной из ключевых фигур, тогда как в Уокинге оставался только наемным сотрудником.

В 2006 году Дэвид Култхард принес Red Bull первый подиум — в Монако. Первая машина Ньюи для австрийской команды увидела свет только в 2007 году — она оказалась быстрее предшественницы, но не слишком надежной. Годом позже эту проблему удалось решить, и в начале сезона-2008 Red Bull сражалась за четвертое место Кубка конструкторов с Renault и Toyota! Это был только четвертый год Red Bull в Формуле 1, но команда уже давала бой крупнейшим мировым автопроизводителям!

Первый сенсационный успех

Сезон-2009 оказался сенсационным. Воссозданная на обломках Honda команда BrawnGP, благодаря хитрому двойному диффузору, разгромила пелотон на Гран При Австралии и завоевала дубль. У Williams и Toyota были похожие решения, но они не давали подобного эффекта. Так что с первых же гонок вчерашний аутсайдер стал фаворитом чемпионата.

У Red Bull двойного диффузора не было. Однако неожиданно именно они стали главными преследователями BrawnGP, и в дождевом Гран При Китая Феттель с Уэббером опередили Баттона и Баррикелло и завоевали победный дубль. После трех этапов сезона-2009 Red Bull вышла на второе место Кубка конструкторов и с тех пор больше его не уступила.

В 2011 году преимущество Red Bull стало еще больше, а Феттель выиграл шесть гонок из первых восьми и почти сразу снял все вопросы о чемпионстве. Секрет Red Bull заключался в диффузоре и продольном наклоне корпуса шасси. Аэродинамика обеспечивала задней оси невероятную стабильность, и с такой машиной Феттель мог делать на трассе все, что хотел.

Соперники стремились догнать австрийцев, и в 2012 году у McLaren получилась очень быстрая машина, способная опережать Red Bull, но она оказалась ненадежной. Время от времени чудеса творил Фернандо Алонсо, но в целом Ferrari была далека от Red Bull. У испанца появился шанс на титул в Бразилии в 2012 году, когда Бруно Сенна развернул Феттеля в первом повороте, но Себ блестяще отыгрался и в третий раз подряд стал чемпионом.

Стремительный рывок вверх

Затем Формула 1 перешла на турбогибридные двигатели. Одним из главных инициаторов этого перехода была Renault, которая настаивала на том, чтобы силовые установки чемпионата мира были ближе к продаваемым концерном по всему миру дорожным машинам.

Иронично, но именно Renault с этим переходом справилась хуже всех: Red Bull разом откатилась с вершины турнирной таблицы почти до середины пелотона. Даниэлю Риккардо, новому пилоту Red Bull, удалось выиграть три гонки, а вот Феттель, действующий чемпион и самый титулованный гонщик в пелотоне на тот момент, не победил ни разу.

На вершине успеха!

И вот пришел 2023 год — год триумфа Red Bull! Первая треть сезона-2023 прошла в Ф1 под знаком тотального доминирования Red Bull Racing. Действующие чемпионы мира выиграли все восемь гонок и пролидировали 471 из 487 кругов дистанции и не собираются останавливаться на достигнутом. Трем остальным топ-командам, Aston Martin, Mercedes и Ferrari, остается бороться между собой и, как говорится, собирать крошки с барского стола. Об интриге в чемпионате, как два года назад, можно только мечтать.

Говоря о достижениях Red Bull, стоит отметить также тот факт, что лидер команды Макс Ферстаппен добился максимального отрыва в турнирной таблице Формулы-1 после восьми гран-при, начиная с 2011 года. Сейчас голландский чемпион мира опережает ближайшего преследователя — партнера по команде Серхио Переса на 69 очков. Двенадцать лет назад немец Себастьян Феттель, также выступавший за Red Bull, опережал пилота McLaren Дженсона Баттона и своего напарника Марка Уэббера на 77 баллов.

В 2005 году, когда команда Red Bull только появилась в Формуле 1, мало кто воспринимал Дитриха Матешица всерьез — со всеми шутками его команды, ее неформальным имиджем и плащами Суперменов на подиуме.

Тогда в Больших Призах заправляли Ferrari, McLaren и Renault, и в какой-то момент все эти прославленные автоспортивные марки и автомобильные бренды оказались далеко позади производителя газированных напитков. Двое из них находятся там и по сей день. Мог ли тогда кто-то представить все эти чемпионские титулы и победы? Пожалуй, никто, кроме Матешица, Марко, Хорнера и Ньюи.

Видео

Для любителей киберпанк
Для любителей мафии
Для любителей кингдом кам