Telegram
Коротко в тг


Telegram
Поддержка

История успеха компании «Яндекс»

Компания Яндекс

Современный «Яндекс» — это не просто поисковая система, а целая экосистема различных сервисов и продуктов, которые используют миллионы людей каждый день: такси, почта, карты, маркетплейс, образование, финансы и многое другое.

Но как всё началось? Каким образом Яндекс за 25 лет превратился из небольшого стартапа в одну из ведущих технологических компаний в мире? Как работает поиск Яндекса и что он умеет делать?

Давайте вернёмся к истокам

В 1980-х годах, когда компьютеры только начинали входить в нашу жизнь, Аркадий Волож, аспирант РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, уже интересовался информационными базами и обработкой данных.

После окончания университета Аркадий основал свою компанию CompTek, которая занималась продажей ПК и автоматизацией офисных рабочих мест.

Аркадий Волож

Со временем объём данных резко увеличился. И к 1993 году глава CompTek создал специальную программу, которая позволяла находить нужную информацию на жёстком диске. Затем программу подключили к тексту Библии — самой популярной книге в мире. Часть текста пришлось вводить вручную, но это окупилось. Онлайн-Библия привлекла новых клиентов, и на сервис обратил внимание Институт мировой литературы: вскоре он заказал индексацию собрания сочинений А. С. Грибоедова.

В разработке участвовал программист Илья Сегалович. Новую поисковую программу назвали «Яндекс» — как сокращение от yet another indexer («ещё один индексатор»). Под этим именем люди и узнали продукт программистов: 23 сентября 1997 году Яндекс показали на Softool — большом форуме информационных технологий.

Позже с помощью компьютерного лингвиста Аркадия Борковского и компании «Аркадия» Яндекс получил улучшенный поисковый словарь, который учитывал морфологию русского языка. Это значило, что если ввести в строку поиска слово, программа «поймёт» его в любой форме и найдёт его на диске. Кроме того, программисты подключили к поисковой программе уже существующие сайты Рунета.

Поиск Яндекса одним из первых использовал самые передовые технологии и учитывал особенности языка: его морфологию, порядок слов в предложении или абзаце, частоту запросов.

Импульс в развитии и выход на рынок

С 1997 по 2000 год Яндекс искал финансирование, чтобы укрепить свои позиции на рынке интернета. У него уже были соперники: «Рамблер», Altavista, «Апорт», но основатели Яндекса не сдавались и добились превосходства в сфере.

В 1997 году в Рунете было уже свыше двух миллионов пользователей. Чтобы опередить главный поисковик тех времён «Рамблер», Яндекс пошёл на смелый шаг — приобрёл три сервера с жёсткими дисками по одному гигабайту. Такая мощность давала возможность обрабатывать и индексировать страницы со всего Рунета, однако для известности среди аудитории этого было недостаточно.

Тогда владельцы Яндекса начали привлекать клиентов на рекламу и определили строгие критерии: никакой анимации, флеша и самопроизвольного открытия баннера на всю страницу. Ещё одно значимое новшество для повышения эффективности рекламы — она должна была соответствовать тематике поиска.

Первого клиента — сетевое оборудование Cisco Systems — в марте 1998 года Яндекс взял бесплатно. На тот момент CompTek был его главным дистрибьютором. Начинающие маркетологи придумали звучный слоган: «Ваша киска купила бы Cisco».

Они не ошиблись: реклама привлекла интерес, и к Яндексу стали обращаться новые клиенты со стороны. Тогда же на Yandex.ru запустилась контекстная реклама: баннеры появлялись на экране пользователя, соответствуя его запросам. В дальнейшем таргетинг стал одним из основных векторов работы Яндекса.

Успех рекламы был очевиден, но для развития нужно было намного больше вложений, чем уже обеспечивали инвесторы из CompTek. Многочисленные переговоры и неудачные попытки всё же привели к успеху. В 2000 году международная инвестиционная компания Baring Vostok Capital Partners создала специальный фонд и выкупила 35,72% акций Яндекса более чем за пять миллионов долларов. На тот момент штат Яндекса составлял 25 человек, а вся база данных для работы помещалась на одном сервере.

А что же сейчас?

Так с новым тысячелетием начался быстрый рост и развитие Яндекса. Из поискового сервиса с девизом «Найдётся всё!» он превратился в настоящего IT-гиганта.

В 2001 году появилась система контекстной рекламы Яндекс.Директ и уже в первый год работы разместила 2 500 рекламодателей. В отличие от прямых конкурентов, Яндекс объединяет только профильных экспертов, которые по-настоящему разбираются в области своих разработок. При этом молодые специалисты обладают достаточной смелостью и интуицией, которые помогают определять горизонты развития в перспективных направлениях.

Доходы от Яндекс.Директа росли в геометрической прогрессии. В 2002 году Yandex.ru соединился с платежной системой PayCash, чтобы запустить электронную систему «Яндекс.Деньги». Появились Яндекс.Картинки и Яндекс.Маркет, а команда компании расширилась до 100 человек.

С 2005 года Яндекс встал в ряд лучших платформ — компания вышла на международный рынок и открыла представительства в соседних странах. Амбициозный работодатель искал молодых мотивированных специалистов по всей России и странам СНГ. А через три года Яндекс стал одной из десяти сильнейших поисковых систем мира. Только за один год с 2009 по 2010 обработанные Яндексом запросы выросли с 663 млн до 1,29 млрд! А в 2013 году Яндекс занял четвёртое место в мировом рейтинге поисковиков.

Стоит ли говорить, что теперь продукты и устройства Яндекс — ежедневная часть жизни практически каждого из нас? С помощью его продуктов мы строим маршрут на работу, слушаем музыку и подкасты, планируем путешествия, выбираем квартиру в аренду, заказываем продукты домой, переписываемся с научным руководителем, анализируем эффективность работы собственных проектов и многое, многое другое.

История успеха платформы «Яндекс» — это целая эпоха в истории российского IT-сектора и предпринимательства. В своё время создатели Яндекса показали, как можно строить бизнес в России, создавать на внутреннем рынке здоровую конкурентную среду и даже налаживать международные связи с крупнейшими лидерами отрасли.

Яндекс в условиях СВО

«Яндекс» официально заявил о намерении разделить компанию на две части. Одна, сохранив имя и бренд, будет работать внутри РФ. Другая часть компании предположительно получит новое название, постарается скрыть российские корни и выйдет на завоевание международных рынков. Нынешнее топ-менеджмент «Яндекса», включая основателя компании Аркадия Воложа, планирует руководить зарубежной частью бизнеса.

Над российским подразделением предполагается усиление контроля государства: по договоренности сторон его возглавит экс-министр финансов и до недавнего времени глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Какое будущее ждет разделенную таким образом российскую хайтек-корпорацию, и как трансформация ее деятельности может отразиться как на отечественном IT-рынке, так и на важных отраслях российской экономики? Пока что не совсем понятно, но вряд ли технологический гигант такого масштаба способен «утонуть» в океане суровых западных санкций и международных ограничений.

Какие продукты Яндекса наиболее популярны в России?

Согласно статистике Яндекса в 2023 году, самые популярные проекты Яндекса в России по среднему числу пользователей в месяц были:

  • Яндекс.Поиск — 63,9 млн человек.
  • Яндекс.Маркет — 49,6 млн человек.
  • Яндекс.Карты — 46,5 млн человек.

Рассмотрим более детально каждое из направлений работы компании Яндекс:

Яндекс Поиск

Поисковая система (search engine), которая позволяет находить информацию в интернете по ключевым словам или фразам. Сервис анализирует миллиарды веб-страниц, документов, изображений, видео и других источников данных, чтобы предоставить пользователю наиболее релевантные и полезные результаты.

Поисковик от компании Яндекс отличается от других поисковых систем тем, что он использует собственные алгоритмы ранжирования и машинное обучение, чтобы улучшать качество поиска и учитывать индивидуальные предпочтения пользователей.

Яндекс Маркет

Сервис, который помогает находить и выбирать товары по выгодным ценам и хорошему качеству. В отличие от того, что можно подумать по названию сервиса, Яндекс.Маркет — это не интернет-магазин, а скорее агрегатор, помогающий найти подходящие вещи, не слишком разбираясь в их характеристиках, сравнить предложения от разных интернет-магазинов, принять участие в акции или получить скидку, если это предусмотрено торговой площадкой.

Преимущество сервиса в том, что здесь хранится история переходов пользователя. Бывает, что ссылка на интересный предмет или магазин прячется среди множества подобных, и отыскать ее не так то и просто. Яндекс Маркет поможет быстро найти ранее посещенную торговую площадку и даже карточку товара.

Яндекс.Карты

Бесплатный онлайн-сервис, предоставляющий быстрый доступ к подробным картам городов в России и других странах. С его помощью пользователь может найти нужный ему адрес, проложить маршрут, посмотреть часы работы компании и отзывы о ней.

Яндекс Дзен

Сервис персональных рекомендаций, созданный компанией Яндекс, который использует технологию машинного обучения. Яндекс.Дзен создает ленту контента, которая автоматически подстраивается под интересы пользователя.

Дзен имеет две стороны: авторов и читателей. Авторами могут быть любые лица с каналом: бренды, СМИ, онлайн-журналы, блогеры, начинающие писатели. Читателями являются пользователи интернета, которые заходят на сервис и смотрят публикации. Яндекс.Дзен соединяет авторов и читателей, рекомендуя им друг друга в соответствии с их интересами. Например, домохозяйкам — кулинарные рецепты, автолюбителям — статьи о ремонте автомобилей. В сентябре 2022 года Яндекс продал сервис социальной сети ВКонтакте и сократил свое название до «Дзен».

Яндекс Почта

Бесплатная служба электронной почты от компании Яндекс. Запущена 26 июня 2000 года. Присутствует автоматическая фильтрация спама при помощи другого продукта компании — «Спамообороны», а также проверка писем на вирусы с помощью антивируса Dr.Web. Система также имеет возможность перевода писем с иностранных языков.

Яндекс Новости

Служба автоматической обработки и систематизации новостей компании Яндекс. Являлась одним из самых популярных источников новостей для пользователей из России и некоторых стран СНГ. В 2022 году была продана компании “Вконтакте” и обьеденина с сервисом “Дзен”

Яндекс Метрика

Сервис веб-аналитики для детального сбора информации по статистике и ее анализа. Инструмент помогает получать данные об источниках трафика, смотреть отчеты о посетителях и записи их действий, анализировать эффективность рекламы.

Яндекс Афиша

Сервис, предоставляющий информацию о культурных и развлекательных мероприятиях города. С помощью Яндекс.Афиши можно ознакомиться с анонсами мероприятий, посмотреть расписание и купить билеты в кино или на мероприятие.

Яндекс Станции

Семейство умных колонок с ассистентом Алисой на борту. Может поддержать разговор, рассказать анекдот, включить свет, чайник или телевизор и много чего еще.

Яндекс Видео

Сервис для поиска и просмотра видео, размещенного в свободном доступе. Благодаря сервису можно смотреть популярные ролики, искать видео по определенным параметрам, делиться своим видеоконтентом с другими пользователями, коллекционировать понравившиеся ролики.

Яндекс Такси

Сервис Яндекса для заказа официального такси через интернет или мобильное приложение. Один из крупнейших сервисов пассажирских перевозок по России и другим странам, стремительно набирающий свою популярность.

Быстрая подача автомобилей, машины с нужными параметрами (детское автокресло, предоставление квитанций о поездке и пр.), низкие цены, любые способы оплаты – эти и другие факторы сделали сервис очень востребованным.

Яндекс.Такси предлагает различные тарифы: Эконом, Комфорт, Бизнес, а так же специальные тарифы для детей, минивэн, тариф для инвалидов или “поездка с животными”. Можно запланировать поездку на определенное время, заказать такси другому человеку введя его номер телефона или заказать доставку.

Яндекс. Погода

Информация о погоде в городах России, странах СНГ и мира: температура, осадки, давление, влажность, геомагнитная обстановка. Краткий и подробный прогноз на 10 дней, а также на месяц.

Яндекс Пробки

Показывает подробную информацию, что творится на дорогах: ремонтные работы, пробки, аварии.

Яндекс Навигатор

Приложение для мобильных устройств. Помогает в навигации по маршруту.

Авто.ру

Самый крупный интернет-портал автомобильной тематики в Рунете, с 2014 года ставший собственностью Яндекса. Надежный сервис для поиска и размещения объявлений о покупке, продаже или обмене авто, запчастей, площадка с информацией об автосервисах, форумом автомобилистов и пр.

Кинопоиск

Сервис, который предоставляет информацию о фильмах, сериалах, актёрах, режиссёрах и других создателях кино, а также позволяет смотреть видеоконтент в HD-качестве и покупать билеты в кино.

В 2013 году Кинопоиск был приобретён компанией Яндекс, которая развивает его как часть своего экосистемы сервисов.

Яндекс Доставка

Полезный сервис для владельцев интернет-магазинов, позволяющий управлять логистикой. После подключения сервиса магазин получает единую отгрузку товара, документооборот и систему расчета.

Яндекс Услуги

Сервис для поиска специалистов в различных областях (ремонт, юриспруденция, перевозки, клининг и пр.). Информационная платформа, которая помогает найти нужного специалиста, связаться с ним, почитать отзывы.

Яндекс Путешествия

Сервис для тех, кто планирует путешествия. Площадка объединяет несколько сервисов: Авиабилеты, Автобусы, ЖД билеты. Также пользователь может подобрать отель по нужным параметрам и найти полезную информацию о путешествии.

Яндекс Переводчик

Автоматический сервис для перевода более чем 90 языков мира. Сервис работает на основе технологии машинного перевода, созданной Яндексом.

Яндекс Диск

Облачный сервис, принадлежащий компании Яндекс, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете. Работа построена на синхронизации данных между различными устройствами. Изначально (В мае 2012 года) регистрация новых пользователей была доступна только по приглашениям. В настоящее время регистрация пользователей доступна всем.

Видео

Для любителей киберпанк
Для любителей мафии
Для любителей кингдом кам