Компания Nvidia – это технологическая корпорация, основанная американскими инженерами в 1993 году, которые изобрели графические процессоры и SoC (системы на чипе). Сегодня эти разработки используются во многих сферах, включая производство беспилотных автомобилей. Бренд Nvidia сотрудничает с известными во всем мире компаниями, такими как Tesla, Toyota Motor Corp. и другими.
Как все началось?
История Nvidia началась весной 1993 года, когда в Сан-Хосе (штат Калифорния) встретились Крис Малаховски, Дженсен Хуанг и Кертис Прем, которые давно были друзьями. На тот момент Хуанг занимал высокую должность в корпорации по производству интегральных систем LSI Logic, Прем и Малаховски работали инженерами на предприятии Sun Microsystems.
За обедом друзья пришли к мысли, что следующим прорывом в мире технологий должна стать система, способная проводить мгновенные вычисления, с которыми не справятся обычные процессоры. На тот период 3-мерные ПК-игры уже распространялись по планете, что обещало компаниям-производителям видеокарт большие доходы.
Основание компании Nvidia
Используя свой опыт, друзья решили создать бренд Nvidia. С названием они определились перед самой регистрацией, выбрав Nvidia, что с латыни означает «зависть».
Изначально бюджет компании составлял 40 000$. Дженсен Хуанг стал главным исполнительным директором (SEO) и президентом компании, должность вице-президента по разработкам занял Крис Малаховски, Кертис Прем выполнял функции техдиректора. Из-за отсутствия собственных мощностей производства для разработки механизма, в начале существования фирма Nvidia занималась маркетингом и проектированием продукции.
История развития компании Nvidia
Почти год потребовалось, пока был найден партнер, благодаря которому удалось разработать микропроцессор мощностью 500 нанометров. Им стала корпорация SGS-Thomson Microelectronics, которая предоставила молодой компании Nvidia свою фабрику во французском Гренобле.
Помимо недвижимости, итальянский концерн STMicroelectronics вложил инвестицию размером почти $10 миллионов. Деньги предназначались для разработки первого в истории компании Nvidia продукта – мультимедийной карты NV1.
Первые разработки
В NV1 входил блок для обработки 2D-графики, трехмерный графический ускоритель, звуковая карта и игровой порт, совместимый с компьютерной приставкой Sega. Часть видеоигр портировалась на устройство через NV1, а сама карта выпускалась с логотипами SGS-Thomson Microelectronics и Diamond Multimedia.
Увы, но ожидания успеха не были оправданы. Потратив вложенные средства на разработку NV1, оказалось, что карта не имеет совместимости с новинкой от Microsoft – API DirectX. По этой причине пришлось уволить почти половину работников, и отказаться от разработки мультимедийной карты NV2, которая предназначалась под приставки Sega Dreamcast. Фирма Nvidia сосредоточилась на изготовлении комплектующих элементов под персональные компьютеры.
1997 год в истории Nvidia отметился выпуском графического процессора NV3 под названием Riva128. Данная разработка оказалась успешной – продукт отличался высокой производительность и имел полную совместимость с Direct3D, а главное, рыночная цена была намного ниже, чем аналог Voodoo Graphics от конкурентов 3DFX Interactive.
Весной 1998 г. публике была представлена новая разработка – мультимедийная карта NV4 Riva TNT. Обновленная и более совершенная версия получила большую популярность, благодаря чему впервые в истории Nvidia компанию признали лидерами рынка среди инновационных разработчиков графических ускорителей. По итогам 1998 года, карта NV4 Riva TNT получает от известного издания PC Magazine награду в номинации «Выбор редакции».
Еще в начале 1998 г. впервые в истории создания Nvidia планировалось разместить свои акции на бирже. Препятствием стали многочисленные иски, которые подавались конкурентами, подозревающих компанию в нарушении патентов. За этот год оборот Nvidia составил более 158 миллионов долларов, чистый доход из которого – около $4,1 млн.
Завоевание рыночных позиций
В 1999 году компания Nvidia впервые вышла на биржу Nasdaq, предложив 3,5 млн акций по 12 долларов за штуку. За первый день торгов цена акций подскочила до почти 20 долларов, что принесло компании около $42 млн дохода и повысило её рыночную капитализацию до 626 млн долларов.
В том же году Nvidia разработала улучшенную версию своего графического ускорителя Riva TNT – Riva TNT2. С этим продуктом Nvidia сильно приблизилась к своим основным соперникам на рынке 3DFX. Через несколько месяцев Nvidia выпустила еще один инновационный продукт – процессор GeForce256. Эта система позволяла обрабатывать больше данных устройствам с менее мощным центральным процессором.
В период с 2000 по 2002 годы компания Nvidia одержала несколько побед в судебных тяжбах. Сначала она успешно урегулировала спор с S3 Graphics, получив кросс-лицензии на патенты и 50 опытных специалистов S3. Год спустя она выиграла аналогичный спор с главным конкурентом – корпорацией 3DFX, которая обанкротилась. Компания Nvidia купила активы 3DFX за $70 млн, включая патенты, запасы и бренды.
После этого на рынке разработчиков графических ускорителей остались только две компании – Nvidia и канадская корпорация ATI Technologies. До 2003 года Nvidia была единственным поставщиком графических чипов для Xbox, но когда Microsoft решил снизить стоимость консоли, эту роль взял на себя ATI.
Тем временем Nvidia заключила первый крупный контракт с лидером рынка приставок – компанией Sony. Сначала Nvidia поставляла графические процессоры для популярных тогда приставок PlayStation3, а потом – дискретную графику для настольных компьютеров от Apple.
Создание новых технологий
В 2006 году произошли два важных события в области графических инноваций. Сперва компания Advanced Micro Devices купила за $5,4 млрд акции АТІ, после чего ATI перестала сотрудничать с лидером рынка компьютерной техники Intel. Это дало возможность Nvidia подписать выгодные контракты, которые раньше приносили до 70% прибыли ATI. В то же время, влияние AMD/ATI на рынке сильно упало.
Через две недели после этого Nvidia представила унифицированный шейдерный архитектурный графический движок для ПК.
Уже в следующем году Nvidia выпустила первую программно-аппаратную архитектуру CUDA, которая использовалась в системах для параллельных вычислений. Эта новинка упростила использование графического процессора для общих вычислений, и стала основой для разработки связующего программного обеспечения PhysX. Сегодня процессор PhysX от Nvidia адаптирован под ПО Windows, MacOS, Андроид, iOS, PlayStation 3/4, Linux и Xbox 360/One.
Создание новых возможностей
Благодаря новой автоматизированной программе Nvidia разработала графический движок Optix, который позволяет визуализировать трассировку лучей. Он применяется не только для повышения качества видеоигр, но и широко используется в медицине, помогая диагностировать разные болезни, в том числе – онкологические.
В 2008 году Nvidia купила акции компании Agela. Это дало возможность расширить свои способности и интегрировать PhysX в новые разработки, которые будут полезны в разных сферах, включая – создание беспилотных транспортных средств.
Продвигаясь вперед
Зимой 2011 года американская компания заключила 6-летнее соглашение с Интел о кросс-лицензировании. Сумма сделки составила более $1,5 миллиарда, что стало абсолютным рекордом в истории компаний-разработчиков графических процессоров. Эти средства сразу были вложены в новые проекты, и к концу 2011 года мир узнал о чипованной системе Tegra 3 ARM для мобильных телефонов на базе Андроид и IOS.
Продолжая продвигаться вперед, Nvidia через два года выпустила четвертую версию Tegra, которая использовалась на смартбуках, планшетах и других игровых устройствах. В июле 2013 года под бренд Nvidia перешла корпорация ST Microelectronics, что сделало американцев практически единственными на рынке разработчиков инновационных компьютерных технологий.
Весной 2016 года Nvidia впервые выпустила графический движок GeForce 10-й серии. Одновременно были созданы модели GTX 1070 и 1080, работающие на базе микроархитектуры Pascal. Через год было подписано соглашение о сотрудничестве с автомобильным гигантом-производителем Toyota Motor Corporation. Японская автокомпания до сих пор использует систему Drive PX от Nvidia при создании автономных моделей авто, которые каждый год становятся все более популярными и востребованными.
Летом 2017 года Nvidia и китайская компания Baidu.Inc. объявили о масштабном партнерстве, которое занимается созданием ИИ для облачных вычислений и автономного управления авто. Для этого был создан специальный открытый исходный код PaddlePaddle, на базе которого была создана платформа Drive PX 2 AI. Сегодня эта программа широко используется многими ведущими автомобильными компаниями, которые специализируются на производстве беспилотных моделей.
Современное состояние компании Nvidia
Весной 2020 года была завершена сделка по покупке Mellanox – израильской компании-производителя телекоммуникационных оборудований. Оплаченная сумма в 6,9 миллиардов долларов стала рекордной в истории Nvidia.
В ближайших планах компании покупка акций британской корпорации ARM, которая сейчас принадлежит японскому концерну SoftBank. Для реализации сделки нужно получить одобрение от регуляторов, а размер операции оценивается $40 млрд. Из них, более 21 млрд будет выплачено акциями, еще 12 млрд наличными, 1,5$ млрд получат специалисты, работающие в ARM, акциями.
Предусмотрены и дополнительные выплаты около 5$ млрд в случае, когда ARM сможет достичь значительного прогресса. При этом, после продажи доля холдинга из Японии в Nvidia составит 10%, что уже положительно повлияло на рост стоимости акций SoftBank.
По последним данным, капитал компании Nvidia сегодня составляет почти 7,5 млрд USD, обороты – около 10$ млрд в год. В компании работает больше 13 тысяч человек, а рыночная капитализация оценена в $251,31 млрд Сейчас в обращении находится свыше 950 миллионов акций, 36% из которых принадлежат самой компании, еще 64% выставлены на биржу Nasdaq. Стать акционером крупнейшей корпорации можно, заплатив около 500 долларов за одну акцию.
Среди ключевых продуктов компании можно выделить следующие:
Графические процессоры (GPU)
Nvidia разрабатывает и производит графические процессоры для разных целей, таких как игры, профессиональная графика, виртуализация, облачные вычисления и т.д. Некоторые известные серии GPU от Nvidia это GeForce, Quadro, Tesla и RTX.
Системы на кристалле (SoC)
Nvidia также создает системы на кристалле для мобильных устройств, автомобилей, роботов и других приложений. Некоторые известные SoC от Nvidia это Tegra, Jetson и Drive.
Платформы и архитектуры
Nvidia предлагает разные платформы и архитектуры для ускорения вычислений и разработки приложений на основе GPU. Некоторые известные платформы и архитектуры от Nvidia это CUDA, Omniverse, DGX, NVLink и HPC.
Программное обеспечение и сервисы
Nvidia также предоставляет разное программное обеспечение и сервисы для поддержки своих продуктов и клиентов. Некоторые известные программные продукты и сервисы от Nvidia это GeForce Experience, GeForce Now, NVIDIA Broadcast, NVIDIA Studio, NVIDIA Shield и Omniverse Cloud.