17 июля 2010 года в одном из городов Мексики Кевин Систром увидел бездомного пса, который скрывался от жары под лотком с тако. Парень сделал снимок собаки и загрузил картинку в приложение, которое через три месяца весь мир узнает как Instagram. Мексиканский пес точно не знал, что с его фото начнется масштабная инстаэпоха. Да и сам Систром не предполагал, что его приложение установят на смартфоны миллиард человек.
К 27 годам у Кевина Систрома уже был опыт работы в Google, Odeo (позже компания стала Twitter) и туристическом стартапе Nextstop.

Формального образования программиста у него не было: в университете он учился менеджменту. Но парень самостоятельно изучал информатику по ночам и в выходные.
Кевин интересовался фотографией и видел потенциал в приложениях, где можно ими делиться. Аналоги на рынке уже были, например Foursquare. Но Систром хотел расширить функционал: указывать геолокацию на фото, обмениваться сообщениями, назначать встречи и так далее. Со временем этим приложением в 2010 году стал Burbn.
На одной из вечеринок в Кремниевой долине Систром показал двум венчурным инвесторам из Baseline Ventures и Andreessen Horowitz прототип Burbn. Они заинтересовались, а утром состоялась деловая встреча. В течение недели эти два фонда вложили в проект Систрома $500 млн. А сам он уволился из Nextstop и сосредоточился на развитии стартапа.
Спустя несколько месяцев к проекту присоединился 25-летний Майк Кригер. Парни познакомились и подружились в Стэнфордском университете. До этого Майк работал в стартапе Meebo (сервис для обмена сообщениями).
В поисках идеала: первые провалы и успехи
Burbn не достиг больших результатов. Приложение было сложным в использовании, а количество функций путало. Систром проанализировал, какими из них на самом деле пользуются люди. Оказалось, что чаще всего просто делятся фотографиями. Так Кевин и Майк решили сосредоточиться на фотографиях, сделанных на телефон. От остальных функций они отказались.

В книге «Зигзаг: удивительный путь к большему творчеству» Р. Кейт Сойер пишет, что, изучив основные приложения для обмена фото, Кевин и Майк обратили внимание на Hipstamatic и Facebook. У Hipstamatic были классные фильтры, но в нем было сложно поделиться фотографией. В ленте Facebook фото были, но делиться ими на iPhone было непросто.
Так Майк и Кевин решили создать что-то среднее между Hipstamatic и Facebook. Ребята разработали простое в использовании приложение. Оно объединило инструменты для улучшения зернистых фотографий, сделанных на ранние смартфоны, с социальной лентой, чтобы ими делиться.
Как запускали Instagram
После месяцев экспериментов и создания прототипов в октябре 2010 года Систром и Кригер запустили усовершенствованное приложение для обмена фотографиями. И переименовали его с Burbn на Instagram.

Фактически Кевин и Майк дали людям то, чего все так долго ждали: возможность делиться отредактированными фотографиями. Это была победа. За первый день после запуска у Instagram уже было 25 тысяч пользователей. В течение первой недели его загрузили 100 тысяч раз. А к середине декабря количество скачиваний достигло миллиона.
Количество пользователей росло быстро, поэтому программисты работали на износ. Ребятам даже пришлось использовать серверы Amazon, так как собственные не выдерживали нагрузку.
Об основателях написали технологические и бизнес-издания. Такой рост популярности и интерес СМИ привел к тому, что инвесторы сами начали обращать внимание на стартап. В феврале 2011 года в него вложили $7 млн. Один из инвесторов Benchmark Capital тогда оценил компанию примерно в $25 млн.
Покупка Цукербергом
Кроме институциональных инвесторов компания привлекла внимание других IT-компаний, в том числе Twitter и Facebook.
В это же время к Instagram присматривался основатель Facebook Марк Цукерберг. В какой-то момент он понял, что кроме денег нужно Систрому – независимость. В 2012 году Facebook купил Instagram за $1 млрд наличными и акциями. Это была огромная сумма для компании, где работало всего 12 человек.
Тогда проект еще ничего не зарабатывал. Этой сделкой, казалось, основатели Instagram получают деньги и свободу развивать приложение на свое усмотрение. И Систром согласился.

Благодаря инвестициям Facebook Майку и Кевину больше не нужно было думать о деньгах. Поэтому они сосредоточились на развитии Instagram: добавили новые фильтры, запустили сторис, прямые трансляции и собственную версию телевидения – IGTV. После того как акционеры Facebook начали выражать недовольство, что Instagram не зарабатывает, в приложении создали инструмент для показа рекламы.
В чем же была причина покупки Инстаграма?
Причина покупки соцсети Цукербергом проста: он видел в приложении реального конкурента для своего детища. «Доминирование!» — вот главная цель Марка. Купить проект у Систрома — значит, не дать ему возможности догнать ФБ. И «отец Facebook» не прогадал: сегодня большая часть доходов «Мета» приходится на «Инстаграм». К слову, несмотря на громкие заголовки «Instagram купили за 1 миллиард долларов», окончательная стоимость платформы в акциях и наличных составила $715 млн.
Несмотря на огромную пользу FB, Insta-команде поглощение не принесло ничего хорошего. «Фейсбук» стал ухудшать работу соцсети в приложениях оппонентов. Так, в 2012 пользователи увидели, что их инстаграмные фото больше не отображаются в ленте «Твиттер». Цукерберг в это пытался найти подход к Систрому, но все было тщетно: Кевин был ярым перфекционистом. Он не обращал внимания на конкурентов — разработчику было важно сделать все наилучшим образом по своим представлениям. В то время как Марк был одержим целью быть лучше других.

Между Систромом, новыми владельцами и пользователями накапливалось все больше противоречий. Перфекционист Кевин задал слишком высокую планку для публикуемого контента — попасть в рекомендации могли только работы от профессионалов. Обычные люди стали делать меньше публикаций, завистливо наблюдали за профи. Многим было неловко публиковать фото, «не дотягивающие» до «уровня Instagram». Кроме того, борьба с ботами снесла немало фейковых аккаунтов реальных людей — странички, где те могли быть собой, не опасаясь, что родственники и знакомые узнают о самовыражении.
Поэтому накануне монетизации площадки в 2013 подготовили важные обновления — загрузку не только квадратных, но и прямоугольных фото, возможность переключаться между несколькими собственными аккаунтами. Но этого было мало: Эван Шпигель ни за что не соглашался продавать Цукербергу Snapchat. Значит, нужно было действовать решительно — запускать сторис, притом на все 500 млн пользователей. В памятную дату команда собралась в офисе в 5 утра и следила за тем, как люди воспримут новинку. Успех был ошеломляющим в первый же день — у «Снэпчата» не осталось стратегического преимущества.
Но Цукерберга волновало уже другое: он начал бояться, что «Инстаграм» так же задавит и его родное детище. Рост «Фейсбука» устремится к нулю, а пользователи начнут мигрировать в Insta. Поэтому Марк начинает медленно, но верно теснить и само приложение, и его основателей:
- убирает с панелей навигации в «Группах» и «События» ссылку на «Инста»;
- удаляет рекламу Instagram из ленты Facebook;
- стирает с фото, загруженных из «Инстаграм», ссылку на приложение.
Параллельно с этим Систром вынужден увеличить число уведомлений, переключиться на единые метрики материнской компании. Все это не нравится гордому и своенравному раработчику. Он берет отпуск, а в сентябре 2018, в первый день работы, заявляет об уходе. Вместе с ним покидает проект Майк Кригер, начинается другой «Инстаграм».

В первой половине 2022 года в Instagram случилось первое в истории снижение доходов от рекламы. Во втором квартале он составил 2 миллиарда долларов. Это меньше ожидаемой суммы в 28.94 миллиарда долларов. По оценкам, 71% американских предприятий используют Instagramи 80 процентов аккаунтов следят за бизнесом в Instagram.
В топ-5 стран с наибольшим количеством пользователей Instagram на начало 2023 года входят:
- Индия (263.8 млн),
- США (153.6 млн),
- Бразилия (119.6 млн),
- Индонезия (97.6 миллиона),
- Турция (53.6 миллионов).
Инстаграм сегодня
Сейчас Instagram – это нечто большее, чем платформа для обмена фотографиями. Компания запустила множество функций, которые помогают брендам продвигать и продавать товары прямо из приложения. Блогеры в сети зарабатывают тысячи долларов.
Вот несколько цифр из сегодняшней жизни социальной сети:
- Каждый месяц приложением пользуется более миллиарда человек.
- В среднем каждый пользователь проводит в Instagram около 30 минут в день.
- Ежедневно истории смотрят 500 млн людей.
- Несмотря на то, что в Instagram заходят в основном через мобильное приложение, он по-прежнему входит в топ-10 веб-сайтов по посещаемости.
- В социальной сети работают более 200 млн брендов.
- Каждую секунду в Instagram загружают 995 фотографий.
К ключевым сервисам и функциям Инстаграм можно отнести:
Хэштеги «Инстаграм»
С помощью # с 2011 года пользователи могут искать интересующие их публикации. Также с помощью данной функции можно устроить навигацию по собственным фото, разделить посты по темам и циклам, устраивать флэшмобы. С 2017 возможно подписаться на интересующие вас теги.

Рекомендации (Популярное «Инстаграм», Исследовать).
Нажав на значок лупы, пользователь попадает в «реки» — раздел с топовыми (по числу лайков, комментариев, репостов и сохранений) публикациями. Здесь же, в верхней части экрана, находится поисковая строка. Наберите название, никнейм, специальность, чтобы выполнить поиск по именам пользователей, геопозиции, хэштегам, аудиодорожками и всему перечисленному вместе.
Видео
Изначально сервис планировался для обмена фото с мобильных устройств, но в 2013 ввели возможность загружать 15-секундные ролики (чтобы составить конкуренцию Vine). В 2017 продолжительность видео увеличили до 60 секунд, а с октября 2021 вы можете загружать в свой профиль в качестве публикаций 60-минутные материалы.
IGTV
Длинные вертикальные видео, адаптированные под экраны смартфонов, стали доступны с июня 2018. Сначала пользователи имели возможность загружать ролики длительностью не более 10 минут и объемом до 650 Мб. Проверенные блогеры получили право публиковать 60-минутные Фильмы «весом» до 5,4 Гб. На октябрь 2021 IGTV упразднен — длинными видео можно делиться в формате обычного поста.
Reels
Работу над новым форматом разработчики начали в 2019. Сперва его тестировали в Бразилии, затем во Франции и Германии. Схожесть функции с китайским TikTok очевидна — короткие ролики (15-30-60 секунд), трендовые звуковые дорожки, маски.

Большой успех новинка обрела в Индии, где ее запустили в июле 2020 (в стране запрещен «ТикТок»). Официальная презентация в 50 государствах состоялась в августе 2020. В США и Великобритании «рилс» с успехом заменил запрещенный ТТ.
Сторис
Полюбившиеся Stories появились не так давно — в 2016. Главная их фишка — История «живет» только 24 часа. Впрочем, ее можно добавить в папку «Актуальное», чтобы сделать «вечной», видимой всем пользователям на главной странице. Во встроенном редакторе на сторис можно накладывать маски, фильтры, эффекты и стикеры. С 2017 между стори ваших друзей стала появляться реклама. А 2021 порадовал новым удобным обновлением — стало возможным поделиться ссылкой на любой сайт.
Директ
До 2013 пользователи могли общаться друг с другом только в комментариях к фото, затем добавилась возможность отправки личных сообщений, прикрепления к ним фото или видео. С годами Instagram Direct стал полноценным мессенджером: вы можете делиться понравившимися публикациями, сторис, тегами и гео, отправлять ссылки на сторонние ресурсы. А еще — пользоваться эмодзи-стикерами, делать моментальные фото/видео в диалоге, записывать голосовые сообщения и переключаться на видеозвонок.
Таргет в «Инстаграм»
Пользователи увидели первые рекламные ролики в октябре 2014. В мае 2016 были презентованы бизнес-аккаунты для брендов и компаний с возможностью отслеживать статистику и запускать таргет на целевую аудиторию «Инстаграм». Для последнего нужно интегрировать Instagram-профиль со страницей своей фирмы на Facebook. Уже к сентябрю 2016 число бизнесменов, попробовавших продвижение в соцсети, составило 500 тысяч, а к марту 2017 количество рекламодателей превысило 1 млн.

Путеводители
Создание сборника с рекомендациями товаров, мест или публикаций, как своих, так и чужих, в личном профиле.
Архив
Возможность скрыть сторис или публикации от глаз зрителей, но не удалять их, а сохранить в аккаунте.
QR-код
Метка, которую можно показать с экрана смартфона, распечатать. Наведя на код камеру, человек может перейти по ссылке в ваш аккаунт.
Сохраненное
Возможность хранения в скрытых папках публикаций, «рилс», аудиодорожек, масок и фильтров для фото.
Статистика «Инстаграм» (только для авторских и бизнес-аккаунтов)
Контроль за посещаемостью страницы, охватами аудитории и активностью подписчиков.
Статус
С помощью смайлика и короткого текста вы можете рассказать друзьям, чем занимаетесь, какое у вас настроение.