Илон Маск, глава Tesla, заявил, что его компания готова лицензировать свое фирменное программное обеспечение, платформу и аккумуляторы для конкурентов, которые испытывают трудности с выпуском собственных электромобилей. Он подчеркнул, что главная цель — ускорить развитие устойчивой энергетики, а не «раздавить» конкурентов.
Откуда такая неслыханная щедрость, тем более от человека, который знает счет деньгам? Давайте попробуем разобраться, что же стоит за инициативой главы Тесла.
Все началось с обычной похвалы/лести от конкурентов-немцев
В 2020 году генеральный директор Volkswagen AG Герберт Дисс похвалил Илона Маска за хорошие финансовые результаты в условиях кризиса, а теперь эстафету подхватил новый лидер Audi Маркус Дюсманн. Он не только признал лидерство и технологическое превосходство Tesla в некоторых ключевых областях производства электромобилей, но и заявил, что компания Илона Маска на два года опережает всех остальных в критических областях.
В последние годы Tesla предлагает более крупные и очень надёжные аккумуляторы, при этом с гораздо большим запасом хода, в сравнении с аналогами других автобрендов. По мнению главы Volkswagen, Tesla на несколько лет опережает других автопроизводителей с точки зрения вычислительной и программной архитектуры, а также внедрения технологии автономного вождения.
Чтобы сократить разрыв, Дюсманн создал новую группу, которая будет заниматься разработкой «инновационной модели для Audi быстро и без бюрократических проволочек». Глава Audi надеется отказаться от устаревшего бюрократического подхода и использовать современную стартапную модель развития, похожую на Tesla. Эта новая группа, называемая Artemis, поставила перед собой цель разработать «высокоэффективный электромобиль, который должен появиться на дорогах уже в 2024 году».
При этом, все они дружно признают, что на данный момент автомобили Tesla имеют самый большой запас хода на одной зарядке и не имеют равных по этому показателю.
Тесла и открытые патенты
Маск достаточно четко обосновал предоставления всем желающим доступа к что патентам компании. В первую очередь, благодаря этому другие производители смогут использовать технологии Tesla при создании своих электромобилей, что в целом крайне положительно повлияет на развитие индустрии инновационного автотранспорта.
По словам Маска, раньше патенты были полезными, но сейчас они часто используются для торможения прогресса и укрепления позиций крупных корпораций. Изначально в Tesla Motors также регистрировали патенты, опасаясь, что крупные автопроизводители смогут скопировать их и, используя свои ресурсы, подавить компанию. Однако это мнение оказалось ошибочным. Не все автопроизводители занимаются разработкой электромобилей, а те, которые занимаются, выпускают их в ограниченном количестве — менее 1% от общего объема продаж автомобилей.
Учитывая ежегодные объемы производства и наличие большого парка автомобилей на базе двигателей внутреннего сгорания, скромные усилия Tesla Motors по продвижению электромобилей не позволяют эффективно бороться с выбросами вредных веществ в атмосферу. Открытие патентов поможет исправить эту ситуацию. К тому же, по мнению Маска, технологическое лидерство определяется не патентами, а способностью компании привлекать наиболее талантливых инженеров.
После открытия доступа к своим патентам Tesla Motors не будет преследовать другие компании в судебном порядке, если они будут использовать эти технологии в благих целях.
Действительно ли Илон Маск радеет за всеобщий прогресс?
Глава Tesla, Илон Маск, неоднократно заявлял, что одной из главных целей его жизни является достижение значительного прогресса человечества. Он считает, что к этому должны способствовать такие задачи, как перевод автомобилей, домохозяйств и промышленности на чистую энергию вместо ископаемого топлива; внедрение новой формы высокоскоростного городского транспорта в вакуумной трубе; разгрузка пробок на дорогах с помощью подземных туннелей; создание нейрокомпьютерного интерфейса, который улучшит здоровье и мыслительные способности людей; спасение человечества от будущих угроз искусственного интеллекта, который может стать агрессивным и устроить геноцид, пусть и рациональный, но уничтожающий человеческий вид.
Правда в том, что обещания Маска, хоть и с задержками, но сбываются. SpaceX за два десятилетия прошла путь от маленького стартапа, основанного в пустом ангаре, до лидера аэрокосмической отрасли. Это первая частная компания, которая отправила пилотируемый космический корабль в космос. Tesla на сегодняшний день считается одним из самых успешных (хотя и не без проблем) автопроизводителей в мире.
Еще одно подтверждение относительного альтруизма Илона, можно найти в его словах, сказанных в марте этого года. Маск снова выразил озабоченность тем, что предприниматели не спешат заниматься добычей и переработкой сырья для тяговых батарей на территории США. Компания Tesla готова предпринять ряд соответствующих инициатив, но Илон Маск не радует инертность отрасли. По его словам, рынок синтетического графита, который используется при производстве большинства анодов для литий-ионных аккумуляторов, также достаточно обширен.