С давних пор люди занимались бизнесом. За века они накопили большой опыт и традиции в сфере предпринимательства, сформировали культуру и этику бизнес-отношений.
Сегодня мы рассмотрим, как развивался бизнес в мировой истории, о чем свидетельствуют самые успешные примеры бизнеса и выдающиеся личности в истории бизнеса.
Появление предпринимательства
История бизнеса начинается в далекой древности. Первые предприниматели появились, когда в сельском хозяйстве стали производить больше продуктов, чем нужно было для собственных нужд. Тогда самые активные люди начали обменивать продукты на другие вещи и пищу.
Период бартера продолжался долго, но «бизнесмены» торговали в очень узких географических рамках. С появлением денег процессы предпринимательства стали масштабнее, появились финансовые, страховые дельцы.
Бизнес в Древнем мире
Документально известно, что история бизнеса зарождается в Месопотамии. Там группы дельцов создавали товарищества, которые с помощью аккредитивов финансировали различные торговые операции.
В Древней Греции торговля была под контролем государства, а предприниматели занимались оказанием разных услуг, в основном финансовых и кредитных. Быстрое развитие бизнеса происходит в Древнем Риме. Предприниматели создают большие банковские объединения, предприятия по производству одежды, оружия, предметов быта и мебели.
В это время начинает широко использоваться труд наемных работников. Но производство было в основном ручным. В этот период формируются первые системы учета и налогообложения предпринимателей, делаются попытки регулирования их деятельности.
Традиции бизнеса в Средневековье
После падения Римской империи история бизнеса входит в новый этап развития. Происходит сильный рост торговли, благодаря византийским связям между востоком и западом, устанавливаются новые связи между европейскими государствами и восточными странами.
В это время происходит рост производства, за счет увеличения числа ремесленных мастерских. Формируется класс купцов, которые объединяются в гильдии, они соединяют капиталы для закупок товаров в далеких краях. В 14 веке в Италии была придумана система бухгалтерского учета, которая стала потом важным условием развития капитализма.
К концу Средних веков начинают появляться крупные компании, которые не только занимаются продажей и транспортировкой товаров, но и сами производят разные товары, нанимая рабочих.
Развитие предпринимательства в Новое время
С Нового времени начинается новый период в становлении бизнеса. Эпоха великих географических открытий привела к новому всплеску предпринимательской активности. Появляются большие торговые компании, которые снаряжают суда для торговли с заморскими странами.
В 16 веке Реформация привела к появлению протестантизма, который важной добродетелью считал трудолюбие и рассматривал богатство, как знак божественного благословления. Это привело к появлению большого количества предпринимателей по всей Европе, а особенно на ее севере.
На рубеже 17 и 18 веков впервые английский ученый Кантильон употребляет слово «бизнес». Со середины 18 века начинается промышленная революция, появляются возможности быстро производить дешевые товары в больших количествах.
На этой волне появляется новый класс предпринимателей-промышленников, которые стремились извлечь прибыль, расширяя производство. Этот класс становится настоящим «двигателем прогресса», бизнесмены становятся инициаторами внедрения новых технологий, ищут способы повышения эффективности предприятий, вырабатывают новые приемы управления компаниями.
В середине 18 века расширяется сфера акционерных обществ и банковского дела, это приводит к тому, что бизнес начинает все сильнее делиться на крупный и малый, между ними быстро растет разрыв. В середине 19 века формируется класс капиталистов, которые вкладывают ресурсы в развитие производств.
Современный период бизнес-истории
С начала 20 века начинается современный этап предпринимательства, когда происходит быстрый рост числа бизнесменов. В это время распространены истории бизнеса с нуля, огромный импульс развитию этой сферы дает выход мира из финансового кризиса и распространение американской идеи о личном успехе для каждого.
В начале 20 века появляется новая сфера деятельности – менеджер, внедряются научные методы управления бизнесом, активно формулируются все новые экономические теории. В середине 20 века происходит 3-я промышленная революция, которая приводит к прорыву в сфере инновационного бизнеса.
Новый виток предпринимательства связан с коммерческим освоением виртуального пространства. Электронная коммерция стала площадкой для реализации своих идей молодыми бизнесменами. Их привлекала не только сама новая, уникальная сфера, но и возможность организовать прибыльное дело при небольших первоначальных вложениях.
Современный этап характеризуется активным развитием венчурного бизнеса, который связан с привлечением средств инвесторов и реализацией бизнес-проектов в наукоемких и высокотехнологичных сферах производства.
Мировой опыт знает много примеров того, как люди, благодаря своей активности и практической хватке, проходили путь от небольших фирм до огромных предприятий. Истории успеха в бизнесе многочисленны:
Amazon
Детище Джеффа Безоса с рыночной капитализацией порядка $1500 млрд занимает пятое место среди дорогих холдингов. История фирмы началась в 1994 — ее основатель задумал создать самый большой на планете онлайн-магазин, где можно купить все на свете.
И ему это вполне удалось: «Амазон» сегодня — огромная Ритейл-империя, где можно приобрести товары, продукты и изделия на любой вкус и цвет. Ее фишкой стало открытие для пользователей возможности стать самостоятельными продавцами на мировой платформе Amazon — это первый из известных маркетплейсов.
Microsoft
С чего стоит начать историю «Майкрософт»? Может быть, с того, что Билл Гейтс проявил себя талантливым программистом еще в школе, составив такой график уроков, что ему на каждом занятии посчастливилось находиться в классе с максимальным числом девушек?
Так или иначе, именно этот находчивый паренек создал популярную на всю планету транснациональную корпорацию, которая известна миллионам пользователей операционной системой Windows.
Visa
В списке успешных бизнес-империй достойное место занимает и поставщик финансовых услуг «Виза» с капитализацией $480 млрд (2022). Международная корпорация, она ведет свою историю с 1958: проект специализируется на проведении банковских переводов и платежных транзакций между кредитными и финансовыми учреждениями.
На сегодня Visa Inc. — вторая по объемам (выпущенные карточки + транзакции) платежная система. Ее картами можно свободно расплачиваться в 200 государствах планеты. «Виза» всю свою историю является инновационным проектом: так, сегодня подавляющий объем транзакции обрабатывается посредством VisaNet (системы электронных платежей).